Официальный сайт Администрации и Думы Пограничного  муниципального округа Приморского края
Пограничный  муниципальный округ Приморского края

Роспотребнадзор разработал памятку для потребителей при осуществлении онлайн покупок на маркетплейсах

В связи с ростом обращений граждан с жалобами на работу маркетплейсов при осуществлении онлайн покупок, Роспотребнадзор подготовил памятку для потребителей, что делать, если купил некачественную вещь на маркетплейсе.

Инструкция подготовлена на основе положений Закона «О защите прав потребителей»

По данным АКИТ рынок дистанционной торговли вырос в 13 раз за 10 лет с 2012 года, а количество обращений и жалоб в Роспотребнадзор за тот же период выросло в 14 раз.

Основные жалобы потребителей:

• Реализация подделок, контрафакта/отсутствие реакции площадки

• Комиссия за возврат товара в ПВЗ/не знал о дополнительных расходах

• Допуск на площадку мошенников/обман в описании товара (завышенные характеристики, улучшенное фото, количество и т.п.)

• Отказ в признании недостатка по (без) фото/без проверки качества

• Долгое рассмотрение претензии/нет понимания кто рассматривает

• Дополнительная комиссия за оплату банковской картой/ценовая дискриминация

•  Манипуляция ценами на доставку (дешевый товар-дорогая доставка)

Системные проблемы защиты потребителей в сфере ecommerce (в целом):

• Сайты фейковых товаров (мошеннические продажи) невозможно оперативно заблокировать

• В ecommerce открыт доступ нелегальным предпринимательским субъектам (сайт на частное лицо, переводы на карту ф/л, оплата по реквизитам)

• Низкий уровень цифровой потребительской гигиены (незнание основных рисков и ключевых прав потребителями, предпринимателями)

• Скидка как основное средство манипулирование выбором потребителя

• Отсутствует единый механизм урегулирования споров онлайн

По данным компании Nielsen в 2013 году на выбор потребителя при совершении покупок в первую очередь влияла цена, так ответили 57% респондентов. В 2022 году уже 61% покупателей (рост 28%) стараются выбрать магазин с более низкими ценами, а для 73% потребителей низкие цены стали главным критерием выбора магазина. При этом рост жалоб на сферу торговли составил 30% — с 137 тысяч жалоб в 2013 году до 180 тысяч жалоб в 2022 году.

Роспотребнадзор также напоминает, что в период с 5 по 16 декабря открыта «горячая линия» по детским товарам и новогодним подаркам. Все желающие могут обратиться за консультацией или с жалобой к специалистам по телефонам «горячих линий», опубликованных на сайтах территориальных органов Роспотребнадзора и по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 800 555 49 43.

Помните, что о нарушении прав потребителей, вы всегда можете сообщить в территориальные органы Роспотребнадзора. Обратите внимание, что для возврата денег, если этого не произойдет в результате рассмотрения жалобы, необходимо обращаться в суд. Специалисты Роспотребнадзора принимают все необходимые профилактические меры, разъясняют права и обязанности, помогают найти решение, но если продавец уверен в своей правоте и отказывает в удовлетворении требований потребителя, то необходимо рассмотреть вариант обращения в суд с иском.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie